Создание и поддержание устойчивой стратегии выхода. Как фокус CEO обеспечивает интересы акционеров в растущих компаниях и стартапах
Даниил Хор
Daniil Khor CIO vitobox
Со-основатель, CIO VITOBOX
Автор оригинальной статьи на английском языке: Андрей Нурумов (ссылка на linkedin: https://www.linkedin.com/in/andreynurumov/ ). Андрей инвестировал в десяток цифровых бизнесов и создал и масштабировал в роли CEO успешный B2B E-Commerce бизнес в России, Industrial.Market, владельцем которого сейчас является корпорация Северсталь. Также Андрей в роли Advisory Director консультировал VITOBOX в области стратегии, финансов, найма, governance и масштабирования. Сейчас живет в Торонто, Канада. Мы дополнили статью нашим кейсом. Ссылка на оригинальную статью
Инвесторам всегда нужны результаты. Для PE/VC это успешный выход, для всех остальных — цель P&L/капитализация. Последняя также позволяет осуществить успешный выход, если это необходимо. Поэтому успешный выход должен быть главной целью, чтобы обеспечить согласование долгосрочных интересов CEO и акционеров. Что дает такое согласование в дальнейшем?

Усиление только правильной деятельности.

Задача CEO — передать сотрудникам следующую философию — что они также должны действовать в интересах акционеров. Почти никто не говорит об этом в явном виде, но это мощный инструмент. Он позволяет правильно разрешать спорные/конфликтные ситуации внутри компании и концентрироваться на сути в деятельности и исполнении.

Правильные решения по каждому открытому вопросу.

Например, основатели задумываются о необходимости корпоративного договора в первые месяцы существования компании. Но как во многих сценариях возможен успешный выход из компании без такого договора? Правильный долгосрочный подход - и нет никакой дилеммы. Только правильные действия.

Это позволяет исключить действия, в которых нет необходимости.

Очень часто в кризисных ситуациях / или на старте основатели могут принять нежелательные результаты, которые ухудшают долгосрочную стабильность бизнеса. Объективное знание конечного результата позволяет исключить неверные пути развития компании. CEO должен постоянно спрашивать себя: "Все ли я делаю правильно в отношении стратегии выхода и что я могу сделать дальше?". Иногда настойчивость в вопросе может подтолкнуть к ответу для дальнейших действий.

Как это устроено в VITOBOX, рассказывает Александр Вученович, сооснователь и CEO

александр вученович vitobox, витобокс
На старте компании при привлечении инвестора мы сразу же сформировали стратегию выхода, которая состояла из следующих параметров:

  1. Стоимость компании, при которой инвестор планирует продать свою долю;
  2. Ситуации, при которых инвестор готов досрочно рассмотреть продажу своей доли до достижения плановых результатов, а также установили предельно допустимый дисконт к оценке по которой он входил в компанию;
  3. Список стратегических инвесторов, которым мы планируем продать долю компании.

В случае возникновения критических ситуаций, лучше всего сразу обсуждать с акционерами их реакцию, чтобы не допустить ситуацию при которой один из инвесторов решил оперативно реализовать свою долю на рынке по низкой цене и начал переговоры без вашего ведома, такие действия могут сильно подорвать репутацию компании и осложнить привлечение новых инвесторов в будущем.
Андрей Нурумов
Made on
Tilda